ТИБЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Человек, по представлениям тибетцев, является частью Великой Вселенной — макрокосма, и живет он, подчиняясь закономерностям, действующим в ней. Поэтому медицинская система была тесно связана с астрономическими знаниями, а методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний опирались на представления о солнечно-лунных циклах.
У народов Восточной и Юго-Восточной Азии широкое распространение получил солнечно-лунный календарь, в котором с учетом движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна были выделены 12- и 60-летние циклы.
Первая половина астрономического года до равноденствия в тибетской медицине называется «северный путь солнца», вторая — «южный путь солнца». 12-летний цикл рассчитан на основании полного оборота Юпитера вокруг Солнца. Время оборота делится на 12 равных частей. Каждой части даны названия животных — мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья; а также стихий — огонь, земля, железо, вода, дерево; окраски и рода.
60-летний цикл по-тибетски и по-монгольски называется «рабчжун». В каждом «рабчжуне», например, год мыши встречается пять раз, но при этом они будут разными, ибо каждый из пяти годов мыши носит свою символику пяти материальных стихий и цветовых различий. В 60-летнем цикле вся комбинаторика встречается только 1 раз. Так, например, 1972-й — год мыши черной воды, 1984-й — год мыши синего дерева, 1996-й год — год мыши красного огня.
По тибетским медико-астрологическим представлениям считается, что «дни рождения» наступают у человека через 12 лет. Так, например, у родившегося в 1975 году (год зайца синего дерева) дни рождения будут в 1987 и 1999 годах и т. д. И эти годы для него предполагаются условно отрицательными, особенно для женщин на 49-м, мужчин на 61-м году жизни, когда «внутренняя энергия» организма ослабевает и наступают «смещения» регулирующих физиологических систем — ветра («рлунг»), желчи («мкхрис») и слизи («бадкан»).
В действительности, и это находит подтверждение в современных медицинских представлениях, в женском и мужском организме примерно в эти периоды жизни наступает глубокая перестройка и сдвиги в физиологически закрепленных гормональных и эндокринных механизмах регуляции, энергетических процессах, которые являются неблагоприятным фоном при соответствующих отрицательных воздействиях социальных или сезонно-климатических факторов.
В отношении оценки здоровья человека 12-летние циклы имели большое значение. Сочетание года, стихии, окраски были важны для определения физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов, установления совместимости супружеской жизни, а также цикличности изменений окружающей среды.
В отличие от привычных нам представлений о сезонах, тибетская медицина различает пять сезонов года. Формируются они следующим образом. 360 дней года разделяются на 4 основных сезона: весну, лето, осень и зиму, каждый из которых насчитывает по 90 дней в среднем. В каждом из сезонов различают основной сезон, имеющий продолжительность 72 дня, и сезон промежуточный, насчитывающий 18 дней (межсезонье). В сумме четыре межсезонья по 18 дней составляют пятый сезон года продолжительностью в 72 дня.
В разные периоды года человеческий организм функционирует по-разному. И все это должен учитывать тибетский врач. А само строение организма он должен знать в совершенстве, потому что «то, ради чего занимаются лечением, — это тело» человека.
|